Глава 1. «Камчатка»
Исследования британца Джона Халтивангера наглядно подтвердили бытующее мнение о том, что наиболее успешными во взрослой жизни становятся двоечники и троечники. Как правило, такие люди учатся лавировать, проявлять сообразительность и твёрдость характера, что несомненно, является лучшей подготовкой к взрослой жизни, нежели способность зубрить. Подавляющее большинство богатых и успешных людей, по мнению их учителей, крайне скверно учились.
В этом списке Стив Джобс, Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Сергей Королёв, Владимир Маяковский, Иосиф Бродский, Альберт Эйнштейн…
Этот список будет вечно полнится новыми славными именами. Однако, здесь важно проявить осмотрительность и не совершать логических ошибок. Если все богатые и знаменитые получали в школе плохие оценки, это ни в коем случае не может означать, что для того, чтобы преуспеть во взрослой жизни достаточно просто погано учиться. Далеко не все отстающие ученики впоследствии преуспевают. Ситуация строится на куда более сложных и интересных взаимосвязях.
Швейцарские учёные под руководством профессора Олафа Бланке занимались, в частности, эффектом присутствия. Он же эффект двойника, эффект попутчика, эффект призрака, синдром Капгра и т.д.
В одном из экспериментов добровольцев снабжали датчиками движения, завязывали им глаза и ставили на некотором расстоянии у них за спиной робота, повторявшего все движения подопытного. В некоторых экспериментах движения повторял другой доброволец без повязки на глазах. Во всех случаях подопытные с повязкой довольно быстро начинали испытывать панику, галлюцинации, чувство чужеродного присутствия или воздействия, голоса в голове и требовали немедленно прекратить эксперимент.
А теперь давайте просто вспомним школу. Сидите Вы посреди класса. Это поганое нудное чувство дискомфорта. Хочется покончить с этим любым способом: отрешиться, глядя в окно, отпроситься под выдуманным предлогом, симулировать болезнь или, наконец, совершить просто хулиганский поступок и быть почётно изгнанным из этой душегубки.
Замечу, стресс-фактор в случае Швейцарского эксперимента, и в случае вышеупомянутого обычного школьного класс имеет одни и те же корни – эффект присутствия. Кто-то за Вашей спиной повторяет Ваши действия, и не важно, робот это, или просто одноклассник, списывающий уравнение с доски то же, что и Вы.
А вот теперь вернёмся к нашим сообразительным троечникам. Их традиционная территория – «камчатка» – задние парты. И примечательно это место ни тем, что как принято считать, оттуда ничего не видно и не слышно. Всё оттуда прекрасно видно и слышно. И есть на то нормы ГОСТа. Вся элитарность этого места заключена в том, что за спиной у Вас никого нет. У Вас за спиной – не стресс-фактор, а просто шкаф с учебными пособиями и непробиваемая железобетонная стена. Тылы защищены, и Вы спокойно усваиваете тот материал, который Вам вкусен.
Глава 2. Незнание и не-знание.
– Эй, теория познания, обучения, ну что же Вы кривые такие да одноногие?! Столько лет боролись с неграмотностью, а что если бы всё это время развивались?
Теория не-знания начала зарождаться примерно в 399г до н.э. Некий Сократ, нарисовав круг на песке, провозгласил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Чем больше круг моих познаний, тем обширнее его границы – незнания. Знание этого факта и есть зерно не-знания, то есть осведомлённости о факте своего незнания.
В лучшем случае, проблематика не-знания описывается этими краткими сведениями в рамках общеобразовательного курса истории и, на этом всё. Результат – общество, построенное на когнитивных и мета когнитивных искажениях. То есть, люди попросту неспособны обозначить для себя Рамки собственной компетентности, что создаёт, по итогу, массу проблем, описываемых, например эффектом Даннинга- Крюгера. Это, когда наименее компетентные склонны к действию, а наиболее компетентные – к сомнениям. Или принцип Питера, гласящий, что любое хорошо работающее дело будет без изменений действовать в постоянно усложняющихся условиях, пока не станет причиной катастрофы.
И вот, снова наш троечник. Его знания не переоценены ни преподавателем, ни им самим. Этот человек имеет прекрасный иммунитет от любого рода когнитивных искажений мышления.
Глава 3. Забудь всё остальное.
Все мы при рождении получаем определённое, весьма астрономическое число нервных клеток. Столько досталось – столько и носим. Кто быстрее, кто медленнее их тратим. Природа нейрона такова, что он стремится создать максимально возможное количество связей со своими коллегами – нервными клетками. Лавинообразное наведение синаптических связей происходит до 13-18 лет. Это – возраст наибольшей обучаемости. Самостоятельно клетки создают синапсы так, как им захочется и во все доступные им стороны. К тому же, в отсутствии внешних раздражителей не столь охотно, как при участии в любого рада деятельности.
Смысл обучения на физиологическом уровне сводится к созданию (?!) определённой модели синаптических связей, отражающей и зашифровывающей в своей структуре суть усвоенной информации. А теперь, внимание! Никакое обучение на самом деле синапсов, и уж тем более их структур не создаёт, и создавать не может. Синапсы образуются самостоятельно. Это просто атрибут биологического процесса роста клеток!
Обучение происходит путём устранения «лишних» связей до получения фигуры, похожей на требуемую. Обучение, а особенно – теоретическое, – процесс глубоко деструктивный. Показывая человеку, как делать. А точнее, устраняя все возможные способы «как на Ваш взгляд, не делать» Вы изгоняете его из пространства вариантов. Отсюда два побочных эффекта: дежавю и инвариантность.
Дежавю – ученик теряет интерес к предмету, так как он ему кажется уже знакомым и очевидным. Неудивительно, ведь все связи, необходимые для знания уже были в его мозге.
Инвариантность – Вас научили единственно правильному способу, по ходу удалив, вместе с неверными и все возможные неведомые, более совершенные варианты решения. Этого, скорее всего, могло не произойти, при изучении вопроса интерактивно и практически.
Вернёмся к нашему троечнику. Человек, с «наживлёнными» знаниями имеет гораздо большую свободу в области практической деятельности. Благодаря сохранившимся в большем количестве синаптическим связям, пусть и частично не верным.
Глава 4. На своей волне.
Снова школа. Снова задняя парта. Снова за спиной железобетон. Округлая форма земли давно ни для кого не секрет, ровно, как и окутавший её нашими стараниями плотный слой радио смога.
Наш мозг – электрохимическое устройство. То есть в равной степени он поддаётся влиянию как химических вредностей, типа алкоголя и прочих нейротоксинов, так и электромагнитных – радиоволн, ТГЦ, СВЧ, СНЧ. Проведён ряд опытов, наглядно доказывающих вред для нервной системы всех обыденных на сегодняшний день радиоизлучений. Начиная от излучения сотовых и прочей беспроводной техники, кончая микроволновыми печами, и даже обычными осветительными приборами.
Так вот, ещё раз: почему «камчатка» – элитный район. Железобетонная стена – это не только бетон, но ещё и железо, а точнее заземлённая сетка из стальной арматуры, способная в некоторой мере поглощать энергию радиоволн и уводить её в землю.